Устройство и работа электродвигателя АИР
Устройство двигателя: 1 — подшипник; 2, 20 — шпонка; 3 — пружина невинтовая; 4, 12 — щит подшипниковый; 5 — блок зажимов; 6 — крышка защитная; 7 — панель; 8 — статор; 9 — шпилька; 10, 19, 26 — гайка; 11, 17 — пружина; 13 — якорь; 14 — ярмо; 15 — колесо рабочее вентилятора; 16 — кожух; 18 — штифт; 21 — диск; 22 — кольцо пружинное; 23 — табличка; 24 — ротор; 25 — винт; 27 — болт.
Электродвигатель асинхронный HELZ АИР71Е-АИР100Е со встроенным электромагнитным тормозом работает по принципу электромагнитного взаимодействия между статором и ротором. Электродвигатель состоит из следующих основных деталей и сборочных единиц (см. рис.): статора 8, ротора 24, переднего и заднего подшипниковых узлов, тормозного устройства, колеса рабочего вентилятора 15 и кожуха 16.
Статор 8 состоит из станины, в которую запрессован сердечник статора с обмоткой. Обмотка статора всыпная, состоит из медного эмалированного провода. В прилитой к станине коробке крепится блок зажимов 5, штуцер и крышка защитная 6. В крышке защитной установлена панель 7, на которой смонтирована схема питания катушки электромагнита.
Для предохранения электродвигателя от попадания пыли и воды внутрь выводное устройство имеет уплотнение по периметру крышки защитной и в месте ввода кабеля. Изоляционные материалы, применяемые в двигателе, имеют класс нагревостойкости «F». Ротор 24 представляет собой сердечник, насаженный на вал. Сердечник собран из листов электротехнической стали, а короткозамкнутая обмотка выполнена из алюминия. Передний подшипниковый узел состоит из щита подшипникового 4, подшипника 1 и пружины невинтовой 3, осевого поджатия подшипника.
Задний подшипниковый узел состоит из щита подшипникового 12, внутри которого залит стальной диск, торцевая поверхность которого используется для торможения подшипника 1 и пружинного кольца 22.
Тормозное устройство состоит из следующих узлов и деталей: ярмо 14 – стальной магнитопровод, облитый алюминиевым сплавом. В магнитопровод вложена катушка, концы которой выведены на клеммы панели. Якорь 13 соединен с ярмом посредством 4-х пружинных секторов, которые удерживают якорь от поворота при торможении.
Тормозной диск 21 расположен между задним подшипниковым щитом и якорем. Колесо рабочее вентилятора 15 выполнено из пластмассы, насажено на вал двигателя и защищено стальным кожухом 16.
Ручное растормаживание осуществляется ручкой 3 путем смещения ее от исходного положения в сторону колеса рабочего вентилятора. Для предохранения от коррозии узлов и деталей электродвигателя применены специальные гальванические и лакокрасочные покрытия. Работа тормозного устройства основывается на электромагнитном взаимодействии между якорем 13 и ярмом 14 электромагнита.
При отключенном питании ротор 24 электродвигателя заторможен. Напряжение подается на обмотку статора 8 и катушку электромагнита одновременно. В ярме 14 создается магнитный поток, который замыкается через воздушный зазор между ярмом и якорем на якорь. Якорь притягивается к ярму, ротор растормаживается и начинает вращаться под действием магнитного поля статора. При отключении питания силой сжатых пружин 17 якорь 13 отталкивается от ярма 14, своей тормозной поверхностью прижимает диск 21 к тормозной поверхности щита подшипникового 12 и ротор затормаживается.