Для проверки состояния электродвигателя, устранении неисправностей и повышения надежности периодически производят капитальные и текущие ремонты электродвигателей. В объем капитального ремонта электродвигателя входят полная разборка с выемкой ротора, чистка, осмотр и проверка статора и ротора, устранение выявленных дефектов (например, перебандажировка схемной части обмотки статора, переклиновка ослабевших клиньев, покраска лобовых частей обмотки и расточки статора), промывка и проверка подшипников скольжения, замена подшипников качения, проведение профилактических испытаний. В объем текущего ремонта электродвигателя входят замена масла и измерение зазоров в подшипниках скольжения, замена или добавление смазки и осмотр сепараторов в подшипниках качения, чистка и обдувка статора и ротора при снятой обратной крышке, осмотр обмоток в доступных местах.
Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей устанавливается по местным условиям. Она должна быть не едва обоснована для каждой группы электродвигателей по температуре и загрязненности окружающего воздуха, но и учитывать требования заводов-изготовителей, выявившуюся недостаточную надежность отдельных узлов. Капитальный ремонт электродвигателей, работающих нормально, без замечаний, по-видимому, целесообразно проводить во время капитальных ремонтов основных агрегатов (котлов, турбин), на которых электродвигатели установлены, т. е. 1 раз в 3-5 лет, но не реже. При этом будут обеспечены одинаковые уровни надежности электродвигателей и основного агрегата. Текущий ремонт электродвигателей обычно проводят 1-2 раза в год. В целях сокращения трудозатрат на работы по центровке и подготовке рабочего места
ремонт электродвигателя целесообразно совмещать с ремонтом механизма, на котором он установлен.
Разборка электродвигателя. Для разборки электродвигатель стропится на крюк подъемного устройства за ремболт и перемещается на беглое место или разворачивается на фундаменте.
Снятие и установка полумуфты. Для надежной работы полумуфты в большинстве случаев устанавливаются с напряженной посадкой. Для этого диаметр отверстия в полумуфте должен быть точно равен номинальному диаметру выступающего конца вала или превышать его не более чем на 0,03-0,04 мм. Снятие полумуфт удобней целого производить съемником. Установка полумуфты на вал крупных электродвигателей, как правило, производится с подогревом ее до 250 °С, когда пруток из олова на чинает плавиться.
После снятия полумуфты замеряются зазоры в подшипниках и зазоры меж ротором и статором.
Отклонение от среднего значения зазора не должно превышать ±10 %.
При наличии над двигателем крана или монорельса выемку и ввод ротора в статор удобней целого производить при помощи скобы. Скоба ступицей надевается на конец вала ротора и стропится на крюк подъемного устройства. Затем ротор выводят из статора и укладывают в удобном для ремонта месте